3_Sochinenie.pdf
Adobe Acrobat документ 1.1 MB
4_Izlozhenie.pdf
Adobe Acrobat документ 451.4 KB

Комплект новых редакций методических документов по сочинению (изложению) на 2017-2018 учебный год

Перечень основных изменений (дополнений), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2017/18 учебном году

Перечень основных изменениях в МР по соч
Adobe Acrobat документ 224.6 KB

Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования

1. Рекомендации по организации и проведе
Adobe Acrobat документ 431.6 KB

Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)

2. Рекомендации по тех. обеспеч. соч. (
Adobe Acrobat документ 583.7 KB

Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)

3. Сборник отчетных форм для проведения
Adobe Acrobat документ 203.5 KB

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

4. Критерии оценивания ит. соч. (изл.).p
Adobe Acrobat документ 262.2 KB

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

5. Правила заполнения бланков ит соч
Adobe Acrobat документ 819.9 KB

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования

6. МР по подг. и пров.ит. соч. (изл.) дл
Adobe Acrobat документ 1.0 MB

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

7. МР по подг к ит соч (изл ) для уч
Adobe Acrobat документ 527.3 KB

Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

8. МР для эксп участв в проверке ит
Adobe Acrobat документ 335.3 KB

Направления итогового сочинения

 

Новые направления 2017-2018 учебного года:

 

 

 

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2017-2018 учебный год.

 

Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2017-2018 учебный год:

 

·   «Верность и измена»,

 

·   «Равнодушие и отзывчивость»,

 

·   «Цели и средства»,

 

·   «Смелость и трусость»,

 

·   «Человек и общество».

 

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать в установленные сроки.

 

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

 

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017-2018 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

 

1. «Верность и измена»

 

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

 

2. «Равнодушие и отзывчивость»

 

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

 

3. «Цели и средства»

 

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

 

4. «Смелость и трусость»

 

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

 

5. «Человек и общество»

 

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

 



При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

 соответствие открытым тематическим направлениям;
 обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
 обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
 нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
 соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

 ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.